|
Смазки на основе литиевого мыла и литиевого комплекса |
|
Смазки на основе загустителей из литиевого мыла и литиевого комплекса составляют по статистике около 70% смазок продаваемых во всем мире. Возникает два вопроса - почему они так популярны и все ли они одинаковы между собой.
Смазки на основе этих загустителей имеют несколько важных отличительных особенностей, которые делают их универсальными для различных областей. Во-первых, они рассчитаны на длительные периоды эксплуатации. Во-вторых, они демонстрируют хорошую работоспособность в условиях высоких температур. В третьих, эти смазки имеют приемлемые показатели по стойкости к вымыванию и сопротивлению коррозии. Последние два показателя могут быть улучшены за счет дополнительных пакетов присадок.
Смазки на основе литиевого мыла могут иметь температуру каплепадения до +195°С, а смазки на основе литиевого комплекса могут обладать температурой каплепадения до +280°С. Компания Lubri-Loy выпускает современный продукт с загустителем на основе литиевого комплекса - Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex NLGI2. Данная смазка имеет температуру каплепадения более + 260°С (500°F). Кратковременно смазка может выдерживать температурные нагрузки до +230°С, что выделяет ее среди конкурентов.
Низкотемпературные свойства смазки в большой степени зависят от свойств базового масла, чем от загустителя. В смазке Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex NLGI2 используется высококачественное базовое масло позволяющее использовать смазку вплоть до -40°С.
Смазки на основе литиевого комплекса превосходят смазки на основе простого литиевого мыла по механической стабильности, сопротивлению к вымываемости водой и коллоидной стабильности (сопротивление по выделению базового масла из смазки).
В связи с тем, что смазки на основе литиевого мыла и литиевого комплекса не имеют хороших врожденных качеств по сопротивлению к вымыванию водой, то важным моментом становится наличие в них хорошего дополнительного пакета присадок. Влажная среда и присутствие воды является важным фактором при выборе пластичной смазки. Например, ступичные подшипники автомобилей работают в присутствии воды и когда вода попадает в рабочий узел, то это может вызывать разжижение или отвердевание смазки. Кроме того это влияет на способность смазки удерживаться в рабочей области контакта и обеспечивать качественную смазывающую пленку. Естественно, что наличие воды также вызывает образование коррозии.
Для определения способности смазки сопротивляться к вымываемости водой разработан тест ASTM D1264. В течении одного часа подшипник с испытуемой смазкой вращается со скоростью 600 об/мин, при этом он поливается струей воды со скоростью 5 мл в секунду. Вода нагрета до температуры 38°C или 79°C. В конце теста оценивается количество вымытой смазки. Консистентная смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex в этом тесте демонстрирует хороший результат потери веса — 4,5%.
Свойство смазки предотвращать коррозию оцениваются тестом ASTM D1743. Во время теста подшипник со смазкой погружают в воду на 1 минуту и затем держат в условиях высокой влажности при температуре 52°C в течении 48 часов. В конце теста оценивается появление коррозии (см. Рис.1). Смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex успешно выдерживает этот тест.
Следующий
важный тест для смазок ступичных
подшипников — это
ASTM
D4290. Тест
оценивает склонность смазки к вытеканию
из подшипника. ASTM
D4290 проводится
в течении 20 часов, при температуре
+160°C,
тяговой
нагрузке 111 Н и скорости вращения
подшипника 1000 об/мин. В результате теста
оценивает количество масла и смазки,
вытекшей из испытуемого подшипника, а
также
состояние самого подшипника. Пластичная
смазка Lubri-Loy
Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex теряет
всего 6 гр. во время прохождения этого
теста. Рис.1 Если смазка во время хранения выделяет слишком много масла, то она может стать непригодной для использования или иметь характеристики, отличающиеся от заявленных. Тест ASTM D 1742 оценивает выделение смазки в период хранения. Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex в результате прохождения теста ASTM D 1742
теряет всего 2,5% масла. Для оценки противозадирных свойств смазки используется тест ASTM D2509. Схема установки для проведения теста представлена на рисунке Рис.2. Рис.2 Для проведения теста образец 2 прижимается системой рычагов к вращающемуся валу. В тесте оценивается вес в фунтах (lb), при котором происходит сильный износ образца или заклинивание вала. Смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex выдерживает до 50 фунтов. Альтернативным тестом для определения противозадирных и ЕР свойств смазки является - ASTM D2596. Схема проведения теста приведена на рисунке Рис.3. Во время теста верхний шарик вращается со скоростью 1770 об/мин вокруг трех неподвижных стальных шариков (диаметр 12,7 мм), помещенных в чашу с испытуемой смазкой. Нагрузка
постепенно увеличивается, до тех пор пока не произойдет сваривание четырех шариков. Результат записывается в килограмм-силах (или Ньютонах) и округляется в меньшую сторону до следующих цифр: 80, 100, 126, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 620, 800. Эта цифра демонтирует возможность смазки выдерживать (ЕР) нагрузки. Важно отметить, что есть несколько вариаций этого теста и при сравнении результатов важно сравнивать только цифры одинаковых тестов. Вторым важным параметром вычисляемым в результате теста ASTM D2596 является индекс соотношения нагрузки и износа (load wear index или LWI). Он вычисляется в зависимости от пятна задира к различным нагрузкам. Этот показатель демонстрирует противоизностные свойства смазки. Смазка Lubri-Loy Lubri-Lith LG, RED Premium Lithium Complex имеет показатель в этом тесте 45 килограмм-сил.Соотношение ЕР свойств смазки с противозадирными свойствами (AW) очень важно, потому что ЕР присадки, содержащиеся в смазке, повышая способность выдерживать давления также увеличивают пятно износа.
Рис.3 Тест ASTM D2266 позволяет оценить противоизностные свойства смазки для пар трения скольжения металл-металл. Он проводится на
Кроме различного рода тестов, позволяющих выбрать правильную смазку, существует классификация национального института пластичных
Для автомобильных смазок важно иметь сбалансированный набор характеристик для обеспечения гарантий работоспособности в течении
По статистике до 60% механических поломок спецтехники происходит по вине смазочных материалов. При этом стоимость смазочных
В материале использованы материалы с сайтов: www.nlgi.org, http://www.machinerylubrication.com, http://www.skf.com, www.lubriloy.com
По вопросу закупок смазочных материалов, подбору смазок и техническим вопросам обращайтесь к нам по электронной почте: info@unom.ru |
|||||||||||||||
|
|